Юрий Голик: «Облгосадминистрации должны быть ликвидированы. А до этого вынесены на окраины городов»
14.09.2017 11:58
26 марта 2015 года Днепропетровскую область возглавил один из руководителей крупного медиа-бизнеса Украины Валентин Резниченко. Вопреки устоявшейся традиции работы, губернатор «ушел в тень», выдвинув на первые позиции свою команду из числа волонтеров, опытных управленцев и выходцев из бизнеса.

О ликвидации облгосадминистраций, строительстве цветных школ и коте в главном административном здании региона, мы говорили с советником председателя Днепропетровской ОГА Юрием Голиком.

«ОБЛГОСАДМИНИСТРАЦИИ В УКРАИНЕ РАНО ИЛИ ПОЗДНО БУДУТ ЛИКВИДИРОВАНЫ»

- Юрий Юрьевич, в прошлом Вы были связаны с медиа-сферой, сейчас перешли в сектор госуправления. Непростой регион, непростое время. Как лично Вы оцениваете такую смену: Вам повезло или все же Вас угораздило?

- После Революции Достоинства жизнь очень многих людей изменилась, в том числе тех, кто ушел защищать страну на фронт. А кто-то пошел из бизнеса на госслужбу, хотя в планах у меня никогда не было становиться чиновником. В моем представлении это скучно, нудно, бесполезно и нерезультативно. Поэтому, наверное, все-таки «угораздило». С другой стороны, в силу того, что мы перестроили работу облгосадминистрации и у нас есть возможность видеть конечный результат, то, работая в такой команде, я могу смело говорить о том, что мне повезло.



- То есть удалось развеять представления о том, что госслужба — это скучно, нудно и неинтересно?

- Нет, это на самом деле скучно и нудно. Мы вообще считаем, что облгосадминистрации должны быть ликвидированы, как класс. Как только будет закончена реформа децентрализации, как только появятся объединенные территориальные громады вместо сельсоветов, как только на местах появится менеджмент, способный распоряжаться бюджетами, доводя их до создания конкретных объектов, облгосадминистрация станет не нужна. Это пережиток старой советской системы управления государством, которая постоянно усложнялась. Достаточно создать некий исполнительный комитет так, как это сделано в советах городов и перестать плодить госорганы, дублирующие друг друга.

- Сколько времени может понадобиться для такого перехода, особенно по части подготовки менеджмента?

- Давайте будем откровенны: менеджмент завязан на зарплатах. Бесконечно долго некоторое количество официальных долларовых миллионеров, пришедших на госслужбу в последние 2-3 года, не может находиться во власти бесконечно долго. Госслужба порождает головную боль и седые волосы, но не дает никакого душевного спокойствия и удовлетворения. Поэтому рано или поздно станет вопрос о том, чтобы платить нормальные зарплаты в госсекторе. К сожалению, последнее время у нас преобладает популизм и люди боятся выносить этот вопрос на общественное обсуждение. Потому что любой может встать и спросить: «Почему мы должны платить зарплату начальнику департамента 30 тыс. грн., если я, вкалывая, получаю 10 тыс. грн?». Вопрос справедливый, но мы считаем, что зарплаты в госсекторе должны быть сопоставимы с зарплатами в бизнесе. Именно тогда мы получим перетекание высококвалифицированных кадров из бизнеса в государственное управление и обратно. Тогда получиться убрать ситуацию, когда люди работают по 40 лет для получения повышенной пенсии, при этом не производя никакой добавленной стоимости.



- А достаточно ли только высоких зарплат? Все таки необходим и надлежащий уровень квалификации менеджеров…

- Безусловно. Но представьте, что вы собственник крупного предприятия и ищете для него директора. Естественно, что зарплату ему вы ставите, исходя из постоянной и переменной частей, то есть выплачивается фиксированная ставка и оплата, зависящая от результатов, пресловутых KPI. И это будет явно не 8 тысяч гривен. Ну или если вы наймете человека на управление крупным предприятием но с оплатой в восемь тысяч гривен, то результат на выходе получите соответствующий. Аналогичная история и в госуправлении. Так давайте здесь сократим часть чиновников, проведем дерегуляцию и отменим часть ненужных функций, оставим необходимое количество людей и будем платить им нормальные зарплаты. Кроме того, спросите любого чиновника о его KPI – их нет. Это плохо.

«ПОЛИТИКА И ГУБЕРНАТОРСТВО? НЕ ДАЙ БОГ!»

- Вы видите себя политиком? Не задумывались о том, чтобы перейти в большую политику?

- Не дай Бог! Сделаю все, чтобы этого не произошло. Если жизнь сложится так, что меня будет всячески туда затягивать, я буду всячески отпираться. Политика — это самое странное занятие, которое в принципе может существовать.

- В таком случае кем видите себя в будущем? Продолжите госслужбу?

- Формально я не являюсь госслужащим. Я советник на общественных началах. Это институт волонтерства, который пришел с появлением Министерства обороны новой формации, когда большое количество волонтеров приходило и делало некую работу, после чего уходили. Я уверен, что моя работа в облгосадминистрации рано или поздно закончится, и я вернусь в бизнес, в котором проработал последние 17 лет. С учетом квалификации, я не думаю, что будет проблемой найти, чем заняться.



- А губернаторских амбиций нет?

- Ни в коем случае! Во-первых, Губернатор — это самая неблагодарная работа в этой стране. Если на территории области падает дерево, то виноваты в этом либо Президент, либо его представитель в регионе — губернатор. То же самое по всем вопросам: дороги, коммуналка и т.д., хотя у каждой дороги есть балансодержатель и это не ОГА. А у самой ОГА, на самом деле, полномочий и возможностей гораздо меньше, чем у любого совета любого населенного пункта. Поэтому, мне сложно понять людей, осознанно стремящихся губернатором стать. Во-вторых, губернатор – это сложная должность, которой надо соответствовать как опытом, так и знаниями.

- Поговорим о губернаторе. Как то уже так принято, что есть губернатор и есть люди, которые входят в его команду. Сейчас же все диаметрально противоположно — в основном «светится» именно команда. Как появилась такая трансформация?

- Здесь все зависит от личности губернатора и от того какую систему управления он внедряет. С Резниченко я работаю с 1999 года, кстати мы познакомились в Днепре. И у него всегда была такая политика, что должна быть видна команда. Тем более невозможно всю работу сделать одному, тем более в такой структуре, как облгосамдинистрация. Поэтому задача руководителя команды — подобрать людей, совместить их между собой, как отдельные части, сделать из них единое целое и знать маневр каждого. Ведь если посмотреть на футбольную команду с трибуны, то кажется, что каждый бежит куда-то в своем направлении. Но только специалист может увидеть в этом тактику и структуру, задуманную главным тренером.

«В ОБЛГОСАДМИНИСТАРЦИЮ — ОТЕЛЬ, ОГА — НА ОКРАИНУ ГОРОДА»

- Заранее прошу прощения, если мой вопрос покажется резким, но, что иногда происходит в стенах облгосадминистрации, несколько выпадает из понятия здравого смысла: то в здании селится кот, то вы пиццу развозите по кабинетам…

- Кот не селится, мы его сами поселили…

- В общем все это не стыкуется с понятием административного здания. Что здесь происходит?

- Понимаете, мы все выходцы из Советского Союза. И в моем представлении долгое время облгосадминистрация — это было здание в стиле сталинского ампира, в котором серьезные дяди в костюмах отчитываются о надоях и урожаях. На самом деле это только так кажется. Задача состоит в постоянной постановке себе вопроса: «Почему так?». И то как есть и то, как может быть — это совершенно разные истории. Почему в офисном здании может жить кот, а в здании ОГА нет? Что особого в здании ОГА? Тут такие же стены и такие же полы.



Понимаете, если абстрагироваться от некой вымышленной сакральности ОГА как госоргана и ее здания, как некоего памятника ушедшей эпохи, то здание облгосадминистрации, равно как и любого госоргана, нужно выселить куда-нибудь на окраину города. В самом центре Днепра расположены здания облгосадминистрации, областного совета и мэрии. Так вот «главные» в городе не эти три госоргана, а жители города. Поэтому, удобно должно быть в первую очередь им, а не чиновникам этих госорганов. В городе не хватает гостиниц и есть только одна пятизвездочная. Когда мы соревновались в прошлом году за право проведения Евровидения в Днепре, оргкомитет обратил наше внимание на этот факт. Здесь, в этом здании ( ОГА, - ред. ) можно сделать все что угодно, предварительно продав его – тот же 5-звездочный отель нормальной мировой сети. На окраине города можно построить «стекляшку», где будут работать не полторы тысячи человек, как было до нас, не 800, как сейчас, а максимум 300. И тогда это будет нормальный современный рабочий орган, способный быстро решать все необходимые задачи, и не занимающий полквартала в центре города. Согласитесь, несмотря на красивую подсветку здания ОГА, оно точно не достопримечательность.

- И каким образом этого будет достаточно?

- Когда мы пришли здесь ( в Днепропетровской ОГА, - ред. ) был департамент сельского хозяйства, в котором работал 91 человек. Там же был отдел (4 человека), который занимался ярмарками. Что такое ярмарка? Это когда селяне съезжаются и продают свою продукцию. Скажите, разве селяне не могут сами съезжаться? В общем мы сократили департамент до 25 человек. Урожаи не упали, надои не снизились, все работает, тем более, что сельское хозяйство в области – это частные структуры и им главное не мешать.



Когда после нашего прихода пересмотрели бюджеты, мы увидели, что ежегодно на освещение деятельности облгосадминистрации выделялось 15-20 млн грн. Это оборот среднего бизнеса. А в ОГА такая сумма ранее выделялась на прославление самой ОГА. Мы сократили эту статью. Что это значит? Например детский сад на Левом берегу был построен с нуля в чистом поле как раз за 20 млн грн. Эти же средства направляются на термомодернизацию и утепление больниц, которые долгие годы тратили бешеные суммы на отопление. Вопрос приоритетов и привычек.

И таких примеров могу привести десятки.

«ЦВЕТНЫЕ ШКОЛЫ ПРОТИВ СИСТЕМЫ»

- Можете назвать ноу-хау, которыми лично вы гордитесь?

- Вообще на госслужбе очень тяжело говорить о ноу-хау, слишком все зарегулировано. Хотя мы не побоялись строить детские сады не привычного советского типа, в виде бетонной коробки, а в виде сот. Мы не побоялись изменить проекты всех школ, сделав их цветными и красивыми. Мы заставляем систему в лице контролирующих органов смотреть на вещи с другого ракурса. Так, например, когда школа делается цветной, то сначала она красится в белый цвет, а далее наносятся пигменты. Так вот с точки зрения проверяющего органа мы одну и ту же стену красим несколько раз, что есть превышением некой минимальной достаточности. Мы объясняем, что это школы, которые мы делаем для детей на следующие поколения. Наше ноу-хау в том, что мы на этапе экспертизы не боимся доказывать, почему мы хотим делать именно так, а не иначе, и научились доводить эти процессы до логического завершения.



Или, например, многие сооружаемые нами объекты являются индикативными для всей страны. Например, ровно год назад Президент открывал детский сад в Слобожанской объединенной территориальной громаде. В том году, кстати, только мы у нас в области построили с ноля два детских садика во всей стране. Его стоимость составила 55 млн грн. А в тоже время в одной из областей в Центральной Украине по состоянию на сентябрь был садик, на который было потрачено более 85 млн грн. и люди не вышли на фундамент. Мы же показываем, что государство может строить во-первых, хорошо, а во-вторых — за понятные разумные деньги.

« НАЗВАНИЕ ОБЛАСТИ ОТ НАС НЕ ЗАВИСИТ »

- Сегодня на финишный этап вышел процесс декоммунизации: памятники убрали, города переименовали. Тем не менее, если вопрос коснется переименования региона, какую позицию займет команда Резниченко?

- Мы не можем поддержать или не поддержать этот процесс. Согласно Конституции, для переименования любой области необходимо 300 голосов депутатов Верховной Рады. Если парламент голосует, то нас никто не будет спрашивать хотим мы этого или не хотим. Мы должны будем просто исполнить.


- То есть мнение руководства области никак не учитывается?

- Что такое Верховная Рада? Это 450 депутатов, сейчас меньше по причине несостоявшихся выборов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Каждый из этих депутатов представляет округ, где проживают в среднем около 150 тыс. избирателей, в том числе и руководство области. И смысл демократии состоит в том, что каждый депутат представляет некое концентрированное мнение людей, проживающих на той или иной территории. Поэтому этот вопрос решается голосованием конституционного большинства.


Источник: https://www.056.ua/news/1794130